Законопроект сейчас отправлен на согласование в различные министерства и ведомства. ФАС уже сказала, что творение Минэка ей не нравится по целым 40 причинам. Разобрались, что хотят отрегулировать в маркетплейсах и почему недовольны антимонопольщики.
Министерство экономического развития заявило о том, что готовит закон о регулировании рынка цифровых платформ, еще в 2022 году. Через два года проект закона наконец рожден. Он сейчас проходит согласование в профильных министерствах и ведомствах.
Главное его отличие от других законопроектов, которыми хотят отрегулировать онлайн-торговлю, — он направлен не четко на маркетплейсы, а на все компании, которые работают по технологии цифровых платформ. То есть сюда входят различные агрегаторы такси, сервисы доставки, агрегаторы по продаже билетов, бронированию отелей и т.п.
Министерство экономического развития заявило о том, что готовит закон о регулировании рынка цифровых платформ, еще в 2022 году. Через два года проект закона наконец рожден. Он сейчас проходит согласование в профильных министерствах и ведомствах.
Главное его отличие от других законопроектов, которыми хотят отрегулировать онлайн-торговлю, — он направлен не четко на маркетплейсы, а на все компании, которые работают по технологии цифровых платформ. То есть сюда входят различные агрегаторы такси, сервисы доставки, агрегаторы по продаже билетов, бронированию отелей и т.п.
В законе конкретизируются 4 признака, по которым компании относятся к платформенной экономике:
Очевидно, что маркетплейсы подходят сюда по всем признакам.
А вот классифайды типа "Авито" – нет, поскольку там отнюдь не все платежи идут через сам сервис.
Из-за этого некоторые эксперты предполагают, что маркетплейсы могут мимикрировать под классифайды, чтобы выйти из-под действия этого закона, если он будет принят.
Какие еще требования к маркетплейсам предусматривает законопроект?
1. Крупные игроки (критерии "крупности" платформ будут разработаны отдельно) смогут менять условия договора в одностороннем порядке не чаще одного раза в три месяца. При этом они должны будут предупредить партнеров за месяц о готовящихся изменениях.
2. Обязательное рассмотрение споров с партнерами до суда. То есть и сам оператор платформы должен будет рассмотреть жалобу и дать ответ, но и партнер не будет иметь права обратиться сразу в суд, без предупреждения.
3. О любых санкциях в отношении партнеров оператор должен будет предупредить не менее чем за три дня. То есть маркетплейс должен будет о любых штрафах заранее предупреждать селлера. В течение этих трех дней маркетплейс не будет иметь права удерживать деньги с виновного в чем-то продавца.
4. Операторам цифровых платформ разрешат работать с исполнителями заказов по гражданско-правовым договорам, а не по трудовым. То есть владельцы сервисов доставки, к примеру, не будут считаться работодателями. Тут эксперты сразу предвидят возражения Министерства труда.
Однако у операторов все равно будут обязанности по отношению к партнерам. Оператор обязан предоставить исполнителю, который готов участвовать в системе добровольного социального страхования, материальные и нематериальные преференции.
Кроме того, оператор должен будет контролировать число рабочих часов исполнителей, условия их работы, если речь идет о вредном и опасном производстве, и максимальный объем нагрузок при перемещении тяжестей. Это явно относится к гарантиям по отношению к курьерам и работникам ПВЗ.
5. Операторов платформ обяжут вести обязательный информобмен с ФНС — ради прекращения "недобросовестного использования специального налогового режима для самозанятых при перепродаже товаров".
6. Оператор цифровой платформы должен будет прописать в договоре все возможные виды санкций к исполнителям, основания и порядок их применения, а также порядок обжалования. Наказаний, которых нельзя обжаловать, быть не должно.
7. Оператор цифровой платформы не будет нести ответственности за нарушение интеллектуальных прав третьими лицами, включая права на товарные знаки. Иначе говоря, с маркетплейсов снимают ответственность за контрафакт. Однако площадка все равно должна будет строго проверять наличие обязательной маркировки, деклараций соответствия и обязательных сертификатов.
8. Законопроект разрешает приоритетную выдачу в поиске, если продавцы дополнительно заплатили за нее.
9. Законопроект предусматривает возможность реализации скоропортящихся продуктов на цифровой площадке исключительно с задокументированным переходом права собственности на эти продукты. Исключение предоставляется только торговым сетям.
10. Исполнителям будет разрешено отказываться от заказов без каких-либо дополнительных санкций со стороны оператора. Иначе говоря, селлер может отказаться доставлять товар по своему усмотрению, и никаких штрафов с него маркетплейс брать не должен. Равно как и курьер сможет отказываться от доставок по своему желанию.
Последний пункт может, конечно, очень обрадовать и селлеров, и курьеров, но против него уже выступила ФАС.
В ведомстве считают, что эта норма будет серьезно дискриминировать некоторых клиентов, поскольку многие исполнители будут отказываться от их заказов. К примеру, все курьеры будут игнорировать заказ с большим весом или все таксисты откажутся ехать на окраину города, чтобы совершить короткую поездку.
Это может привести к негативным последствиям для рынка и потребителей, заявляют в ФАС. И эксперты склоняются к тому, что эта норма из законопроекта будет исключена.
В целом ФАС предъявила претензию к законопроекту из более 40 пунктов. Вот некоторые из них.
1. ФАС не нравится разделение в законопроекте на крупные и малые цифровые платформы. Закон должен быть един для всех, настаивают они. А разделение может быть нестрогим, например, если определяется по количеству клиентов, то статус платформы может меняться ежесуточно. Такого быть не должно.
2. ФАС оспаривает покупку приоритетного места в поисковой выдаче. По мнению антимонопольщиков, формирование выдачи должно осуществляться на основе объективных критериев, а купленные места должны соответственно помечаться.
3. Также ФАС оспаривает частоту изменений договора оферты и срок предупреждения об этих изменениях. По мнению регулятора, уведомлять за 30 дней – значит, тормозить в том числе положительные, выгодные для партнера изменения. Ведь, к примеру, маркетплейс может снизить комиссию за категорию прямо сейчас, а вынужден будет отложить это на месяц.
4. Законопроект Минэкономразвития запрещает платформам удерживать суммы штрафов и пеней до рассмотрения жалобы партнера через специальную систему обжалования. ФАС считает, что недобросовестные продавцы, которых поймали на горячем, за эти три дня могут вывести деньги с платформы. Поэтому регулятор предлагает дать маркетплейсу возможность на этот срок замораживать сумму штрафа на счету партнера.
5. ФАС предлагает дополнить проект нормой, вводящей запрет на установление маркетплейсом скидок на товары партнеров без их разрешения. Также предлагается запретить маркетплейсам принуждать селлеров устанавливать скидки, например, под угрозой пессимизации в поиске.
6. Законопроект предполагает, что платформы (это, скорее, касается не маркетплейсов, а курьеров) должны проверять, не принимают ли партнеры заказы от работодателей, с которыми состояли в трудовых отношениях последние два года. Понятно, что авторы законопроекта хотят снизить риски налоговой оптимизации через использование фактически постоянных работников под видом самозанятых — такое не редкость, когда компании переводят своих наемных работников в самозанятые, чтобы не платить социальный налог. Но ФАС считает, что это не обязанность операторов цифровых платформ отслеживать подобные случаи.
Также ФАС выступает против обязательной установки примерочных в ПВЗ, обязательной проверки маркировки, запрета на продажу скоропорта без перехода права собственности и т.п.
В целом эксперты говорят, что в законопроекте есть разумные зерна, но и в возражениях ФАС — тоже.
Документ еще очень "сырой", его предстоит согласовывать и согласовывать, и он не будет даже рассматриваться в Госдуме в ближайшее время.
В то же время некоторые эксперты отмечают, что нецелесообразно рассматривать всех операторов цифровых платформ в одном правовом акте. В общем комплексном подходе стоит договориться только об общем понятийном аппарате.
А в остальном у разных операторов столько разных нюансов деятельности, что лучше бы их не пытаться сводить в единый законопроект. Например, регулирование маркетплейсов не подойдет соцсетям и классифайдам.
Источник: https://oborot.ru/news/minekonomrazvitiya-predstavil-svoj-zakon-o-marketplejsah-servisah-dostavok-i-agregatorah-taksi-i225080.html
- размещение предложений о продаже товаров и предоставлении услуг,
- обеспечение возможности для заключения сделок между участниками рынка,
- получение комиссионного дохода,
- перевод средств клиента оператору платформы для оплаты услуг.
Очевидно, что маркетплейсы подходят сюда по всем признакам.
А вот классифайды типа "Авито" – нет, поскольку там отнюдь не все платежи идут через сам сервис.
Из-за этого некоторые эксперты предполагают, что маркетплейсы могут мимикрировать под классифайды, чтобы выйти из-под действия этого закона, если он будет принят.
Какие еще требования к маркетплейсам предусматривает законопроект?
1. Крупные игроки (критерии "крупности" платформ будут разработаны отдельно) смогут менять условия договора в одностороннем порядке не чаще одного раза в три месяца. При этом они должны будут предупредить партнеров за месяц о готовящихся изменениях.
2. Обязательное рассмотрение споров с партнерами до суда. То есть и сам оператор платформы должен будет рассмотреть жалобу и дать ответ, но и партнер не будет иметь права обратиться сразу в суд, без предупреждения.
3. О любых санкциях в отношении партнеров оператор должен будет предупредить не менее чем за три дня. То есть маркетплейс должен будет о любых штрафах заранее предупреждать селлера. В течение этих трех дней маркетплейс не будет иметь права удерживать деньги с виновного в чем-то продавца.
4. Операторам цифровых платформ разрешат работать с исполнителями заказов по гражданско-правовым договорам, а не по трудовым. То есть владельцы сервисов доставки, к примеру, не будут считаться работодателями. Тут эксперты сразу предвидят возражения Министерства труда.
Однако у операторов все равно будут обязанности по отношению к партнерам. Оператор обязан предоставить исполнителю, который готов участвовать в системе добровольного социального страхования, материальные и нематериальные преференции.
Кроме того, оператор должен будет контролировать число рабочих часов исполнителей, условия их работы, если речь идет о вредном и опасном производстве, и максимальный объем нагрузок при перемещении тяжестей. Это явно относится к гарантиям по отношению к курьерам и работникам ПВЗ.
5. Операторов платформ обяжут вести обязательный информобмен с ФНС — ради прекращения "недобросовестного использования специального налогового режима для самозанятых при перепродаже товаров".
6. Оператор цифровой платформы должен будет прописать в договоре все возможные виды санкций к исполнителям, основания и порядок их применения, а также порядок обжалования. Наказаний, которых нельзя обжаловать, быть не должно.
7. Оператор цифровой платформы не будет нести ответственности за нарушение интеллектуальных прав третьими лицами, включая права на товарные знаки. Иначе говоря, с маркетплейсов снимают ответственность за контрафакт. Однако площадка все равно должна будет строго проверять наличие обязательной маркировки, деклараций соответствия и обязательных сертификатов.
8. Законопроект разрешает приоритетную выдачу в поиске, если продавцы дополнительно заплатили за нее.
9. Законопроект предусматривает возможность реализации скоропортящихся продуктов на цифровой площадке исключительно с задокументированным переходом права собственности на эти продукты. Исключение предоставляется только торговым сетям.
10. Исполнителям будет разрешено отказываться от заказов без каких-либо дополнительных санкций со стороны оператора. Иначе говоря, селлер может отказаться доставлять товар по своему усмотрению, и никаких штрафов с него маркетплейс брать не должен. Равно как и курьер сможет отказываться от доставок по своему желанию.
Последний пункт может, конечно, очень обрадовать и селлеров, и курьеров, но против него уже выступила ФАС.
В ведомстве считают, что эта норма будет серьезно дискриминировать некоторых клиентов, поскольку многие исполнители будут отказываться от их заказов. К примеру, все курьеры будут игнорировать заказ с большим весом или все таксисты откажутся ехать на окраину города, чтобы совершить короткую поездку.
Это может привести к негативным последствиям для рынка и потребителей, заявляют в ФАС. И эксперты склоняются к тому, что эта норма из законопроекта будет исключена.
В целом ФАС предъявила претензию к законопроекту из более 40 пунктов. Вот некоторые из них.
1. ФАС не нравится разделение в законопроекте на крупные и малые цифровые платформы. Закон должен быть един для всех, настаивают они. А разделение может быть нестрогим, например, если определяется по количеству клиентов, то статус платформы может меняться ежесуточно. Такого быть не должно.
2. ФАС оспаривает покупку приоритетного места в поисковой выдаче. По мнению антимонопольщиков, формирование выдачи должно осуществляться на основе объективных критериев, а купленные места должны соответственно помечаться.
3. Также ФАС оспаривает частоту изменений договора оферты и срок предупреждения об этих изменениях. По мнению регулятора, уведомлять за 30 дней – значит, тормозить в том числе положительные, выгодные для партнера изменения. Ведь, к примеру, маркетплейс может снизить комиссию за категорию прямо сейчас, а вынужден будет отложить это на месяц.
4. Законопроект Минэкономразвития запрещает платформам удерживать суммы штрафов и пеней до рассмотрения жалобы партнера через специальную систему обжалования. ФАС считает, что недобросовестные продавцы, которых поймали на горячем, за эти три дня могут вывести деньги с платформы. Поэтому регулятор предлагает дать маркетплейсу возможность на этот срок замораживать сумму штрафа на счету партнера.
5. ФАС предлагает дополнить проект нормой, вводящей запрет на установление маркетплейсом скидок на товары партнеров без их разрешения. Также предлагается запретить маркетплейсам принуждать селлеров устанавливать скидки, например, под угрозой пессимизации в поиске.
6. Законопроект предполагает, что платформы (это, скорее, касается не маркетплейсов, а курьеров) должны проверять, не принимают ли партнеры заказы от работодателей, с которыми состояли в трудовых отношениях последние два года. Понятно, что авторы законопроекта хотят снизить риски налоговой оптимизации через использование фактически постоянных работников под видом самозанятых — такое не редкость, когда компании переводят своих наемных работников в самозанятые, чтобы не платить социальный налог. Но ФАС считает, что это не обязанность операторов цифровых платформ отслеживать подобные случаи.
Также ФАС выступает против обязательной установки примерочных в ПВЗ, обязательной проверки маркировки, запрета на продажу скоропорта без перехода права собственности и т.п.
В целом эксперты говорят, что в законопроекте есть разумные зерна, но и в возражениях ФАС — тоже.
Документ еще очень "сырой", его предстоит согласовывать и согласовывать, и он не будет даже рассматриваться в Госдуме в ближайшее время.
В то же время некоторые эксперты отмечают, что нецелесообразно рассматривать всех операторов цифровых платформ в одном правовом акте. В общем комплексном подходе стоит договориться только об общем понятийном аппарате.
А в остальном у разных операторов столько разных нюансов деятельности, что лучше бы их не пытаться сводить в единый законопроект. Например, регулирование маркетплейсов не подойдет соцсетям и классифайдам.
Источник: https://oborot.ru/news/minekonomrazvitiya-predstavil-svoj-zakon-o-marketplejsah-servisah-dostavok-i-agregatorah-taksi-i225080.html